Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Новая история Индии



 

 

И мир-бахри (пошлина на реках), «которые джагирдары каж­дой области и округа налагали в свою собственную пользу» » упоминаются Джахангиром в его мемуарах. Подробный перечень абвабов, собиравшихся джагирдаром с торгово-ремесленного и земледельческого населения своего джагира, приводится в фирмане Аурангзеба. О реальной власти джагирдаров как полновластных феодалов-землевла- дельцев на пожалованных им территориях ярко свидетель­ствовал провал реформы Аурангзеба, запрещавшей джагир- дарам сбор нескольких десятков поборов, часть которых взи­малась ими с земледельческого населения. Историограф времен Аурангзеба Хафи-хан, перечисляя некоторые из этих поборов, отмечал, что, несмотря на падишахский указ, абвабы, за исключением сбора, именуемого пандари и взи­мавшегося в столице и областных центрах, продолжали со­бирать джагирдары и другие землевладельцы. Причина их непослушания, по мнению Хафи-хапа, заключалась в том, что «в правление Аурангзеба ни в одной области государства не осталось страха наказания в сердцах джагирдаров, фаудждаров и заминдаров».

Укрепление экономических позиций джа­гирдаров, в особенности крупнейших из них, стало почвой усиления сепаратизма. Мятежи правителей областей, не же­лавших делиться своими доходами с падишахом, их заговоры против Моголов наполняют историю второй половины XVII  первой половины XVIII в. При отсутствии общеиндийского рынка и усилении процесса областной централизации сепара­тистские устремления правителей-джагирдаров находили ино­гда поддержку среди различных слоев населения управляе­мых ими областей Крупные и влиятельные джагирдары и откупщики стреми­лись превратить свои владения в наследственные.

Превраще­ние многих служебных держаний в наследственные владения нашло отражение в новом понятии «наследственный джагир». Как передает приближенный Шер-шаха хронист Хасан Али­хан, в 20-х годах XVI в., Ибрахим-шах Лоди после смерти одного из своих военачальников утвердил за его сыновьями «Фаридом и Низамом его джагир на условии военной службы [хидмат-и фаудждари]», и братья направились в свой «джагир-и мауруси»