Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Экзотическая маска Мата Хари




Экзотическая маска исполнительницы восточных танцев не была изобретением Мата Хари. В начале XX века Европа переживала революцию во всех областях искусств, затронувшую и хореографию. Шумный успех Айседоры Дункан, одной из первых сломавшей привычный стереотип балета и представившей публике простой пластический рисунок вместо жеманных движений академического танца, стал предвестником грядущих перемен. Естественность - вот что ценилось в новую динамичную эпоху. Танцовщицы сбрасывали пуанты и пачки, предпочитая ощущать энергетику сцены босыми ногами и демонстрировать публике свое тело сквозь легкую кисею античного хитона. Избавленные от пут классического канона, изящные босоножки танцевали историю собственных страстей, свободно импровизируя на тему женского настроения. Хореография нового века не требовала суровой школы и ежедневных занятий у станка - она опиралась на темперамент, вдохновение и фантазию исполнительницы.

Номер в таком случае превращался в индивидуальное представление, во время которого танцовщица доверяла зрителю свои самые сокровенные тайны. Пышным бутафорским костюмам не было места в камерном пространстве этого диалога. Исполнительницы предпочитали обходиться минимумом, необходимым для соблюдения приличий. Впрочем, самые смелые из них шли дальше - считая, что подлинное искусство выше общепринятых запретов. Атмосфера артистического Парижа, где танцовщицы часто совмещали свои выступления с ремеслом натурщиц, сформировала особое отношение к танцам в обнаженном виде -как к прихотливому и изысканному зрелищу. Сольные номера для небольшого круга публики - образованной, а потому терпимой к экспериментам, - именно так чаще всего выглядели выступления Мата Хари и многих ее соперниц по сцене.

Все эти новшества подразумевали поиск эффектных в сценическом воплощении тем, среди которых наиболее популярными были мистика и экзотика, успешно дополняемые чувственным подтекстом. Чтобы удержать внимание аудитории, использовался богатый арсенал театральных приманок: реклама, декорации, свет - всё, что дополняло красивый номер, исполняемый полуобнаженной танцовщицей в так называемой «свободной» манере. Именно такие выступления сделали известными современниц Мата Хари: канадку Мод Аллан, исполнявшую «египетские танцы», испанку Сахарет, особенно удачно воплотившую образ Саломеи, француженку Мари Мадлен, танцевавшую в состоянии гипноза, русскую танцовщицу Иду Рубинштейн, выступавшую в труппе Дягилева, и других.

Выбранное Мата Хари амплуа не было новым для зрителей, однако, ее бесспорным преимуществом являлась редкая органичность. Иностранное происхождение танцовщицы, легкий акцент, кошачья грация, смуглая кожа и выразительные черты лица стали неотъемлемой частью созданной ею маски. Живой ум и внутренняя энергия усиливали впечатление публики. А зрителями для Мата Хари были не только посетители ее шоу - ими становились и друзья, и вездесущие газетчики, и любовники, а во время погубившего ее процесса даже ее судьи и обвинители. Опыт путешественницы, приобретенный во время жизни в Ост-Индии, давал ей преимущества перед конкурентками, никогда не покидавшими границ привычного мира, и позволял максимально конкретизировать выбранную легенду. Самобытная культура острова Ява стала для нее источником идей и на долгие годы творческой карьеры определила индивидуальный стиль и непохожесть Мата Хари на остальных «экзотических» танцовщиц, представлявших аудитории «восточный танец вообще».

Лучшими из ее номеров стали стилизации, задуманные в соответствии со вкусамии ожиданиями парижского бомонда. Пластика была навеяна давними впечатлениями от выступлений яванских танцовщиц, а также модными веяниями европейской хореографии. Немаловажную роль в шоу играл реквизит: исполнительница танцевала то с кинжалом, то с цветком страстоцвета, сопровождаемая шелестом покрывал и звоном многочисленных ожерелий и браслетов.