Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Экзотический колорит выступлений Мата Хари




Экзотический колорит и эмоциональность выступлений Мата Хари привлекали самую разнообразную публику. Интеллектуалы, видевшие в ней носительницу другой культуры, эстеты, очарованные грацией танца, светские сплетники, непримиримые критики,  многие из них считали необходимым высказать свое восхищение увиденным. Обаяние и талант к общению Мата Хари привлекал множество людей " друзей, покровителей и просто почитателей, оставивших о ней самые лестные отзывы. В то же время ее образ жизни, сценический успех и непростой характер порождали и недоброжелателей, Завистники, конкуренты и просто критически настроенные современники тоже не скупились на комментарии,Когда в 1965 году на родине танцовщицы обсуждался вопрос об установлении памятника Мата Хари, один из координаторов этого проекта заметил, что ее публика до сих пор делится на два лагеря: поклонников и ненавистников - и конца этой дискуссии не видно.

Публичность жизни артистки определяла ее зависимость от мнения прессы, в которой освещались все ее успехи и поражения, - вплоть до последней минуты жизни. Круг зрителей, посещавших закрытые изысканные представления «восточной дивы», первое время был довольно узким. Поэтому именно пресса, охочая до новых сенсаций, сделала Мата Хари известной и популярной, безошибочно почувствовав в ней героиню богемных хроник. Танцовщица же, в свою очередь, не брезговала рекламными возможностями газет и журналов, создавая с их помощью свой образ. Пресса и ее героиня с полуслова понимали друг друга: журналисты с готовностью подхватывали каждую новую идею изобретательной Мата Хари, а она широко использовала их выдумки для формирования имиджа и привлечения внимания к своей персоне.

Отзывы журналистов нередко были цветисты и восторженны. Франсис Кайзер, парижская корреспондентка лондонского журнала «Кинг» писала в феврале 1905 года:«.. .До меня дошли смутные слухи об одной женщине с Дальнего Востока, уроженке Явы, жене офицера... она прибыла в Европу, чтобы познакомить пресытившееся общество европейских городов с богатством восточного колорита и жизни с покровом тайны, опущенным и приподнятым, с зарождением страсти, созревающей как плод земли, с взрывами новой свободной жизни, с Природой во всем ее могуществе, не укрощенной достижениями цивилизации».Детали удивительной биографии танцовщицы, описываемые разными изданиями, могли не совпадать, однако общее впечатление оставалось неизменным. Вот мнение журналистов «Ле Журналь» относительно связи танцовщицы с родным Востоком: «Мата Хари является олицетворением поэзии Индии, ее мистицизма, ее страстолюбия, ее томности, ее гипнотических чар».

Зрители же восторгались предлагаемым им зрелищем. Фабрикант Гастон Меньер, в доме которого было организовано одно из выступлений Мата Хари в 1905 году, писал танцовщице в письме благодарности: «Вы - воплощение истинной древней красоты... ваш прекрасный облик подобен восточной грезе».Видавшая виды парижская публика сравнивала танцы Мата Хари с выступлениями других ее современниц. Так, например, отдавая должное мастерству Айседоры Дункан, зрители усматривали в ее пластике нечто бесстрастное, нордическое, за что пресса прозвала ее«весталкой». В свою очередь, таинственная притягательность и соблазнительность Мата Хари снискали ей славу «восточной Венеры», что лишний раз доказывает безошибочное совпадение экзотической легенды и ее реального воплощения. Религиозный подтекст представлений, на котором так настаивала исполнительница, делал зрелище еще более интересным. На протяжении всей карьеры Мата Хари журналисты не уставали искать в ее шоу скрытый смысл: «...В основе ее танцев лежала религиозная обрядность, страсть и любовь, исполнение их также было непревзойденным», -писали о ней в «Татлерс» в 1911 году.

Вспоминая об облике Мата Хари, современники чаще всего концентрировались на достоинствах ее фигуры. Неудивительно - ведь речь идет о танцовщице, для которой тело было главным инструментом в ее искусстве. Даже критически настроенные наблюдатели отмечали, что у нее были «тонкая талия, прекрасная гибкая спина, сильные бедра, длинные ноги и красивые колени». Описывая 40-летнюю Маргарету во время судебного процесса, свидетели отмечали, что у нее по-прежнему «легкая походка, которая бывает только у актеров, привыкших ходить по сцене».Что касается лица - оно считалось недостаточно утонченным. Внешность Маргареты Зелле никогда не соответствовала классическому канону эпохи: с точки зрения европейского эталона, она была грубовата и чересчур экзотична. Одна из зрительниц ее частных выступлений высказывалась весьма категорично: «ее нос и губы, чрезмерно толстые, а также маслянистый блеск глаз совершенно не изменили нашего устоявшегося представления о восточных женщинах, - скорее, напротив». Похожий портрет нарисовал и следователь Бушар-дон в своих воспоминаниях - подследственная показалась ему похожей на «дикарку», что не добавило ей симпатий в глазах правосудия. Настоящих уроженок Юго-Восточной Азии в Европе начала XX века мало кто видел. Созданный и заботливо оберегаемый Мата Хари имидж воспринимался как реальный образ «туземки вообще» - правильно разыграв доставшиеся ей от природы карты, она превратила их в свои козыри.

Главной же составляющей сценического «я» для танцовщицы оставалась загадка. Таинственность и внутренний огонь - вот что привлекало к ней многочисленных поклонников. Военный министр Франции генерал Мессими, бывший в числе почитателей Мата Хари, вспоминал: «Танцевала она изумительно, но назвать красавицей ее было нельзя, в ней было нечто другое - она была созданием, окруженным тайной».Именно загадочность превращала танцующую Мата Хари из нагой женщины в изысканное произведение искусства. Писатель Луи Дюмур, присутствовавший на первых выступлениях танцовщицы в Музее Гиме, так описывал увиденное: «Мата Хари танцевала обнаженной, ее небольшие груди были прикрыты медными резными пластинами, придерживаемыми на цепях. Сверкающие браслеты охватывали запястья, локти и лодыжки: всё остальное тело оставалось обнаженным - утонченно обнаженным, от кончиков ногтей на руках и до кончиков пальцев на ногах».