Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Мата Хари на сцене




Муж Маргареты, господин Мак-Леод, ненавидевший бальные развлечения жены, всегда отзывался о ее танцах с раздражением. «У нее плоскостопие и она совсем не умеет танцевать!» - говорил он. Неподдельный восторг, который вызывали ее выступления у широкой публики, далеко не всегда находил отклик и в артистических кругах. Коллеги по сцене чаще всего высказывались относительно хореографического таланта Мата Хари весьма скептически.Художник Эрте, создававший для нее один из первых сценических костюмов, был сдержан в оценках: «Талант у нее был не ахти какой, вернее ей недоставало его, поэтому она придумала этот таинственный покров, которым окружила себя, чтобы скрыть его отсутствие». Обладающая практичным умом Маргарета Зелле, разумеется, трезво оценивала свои способности, прекрасно понимая, что для артистического мира она всегда останется дилетанткой. Она брала уроки хореографии и тешила свое самолюбие престижными ангажементами, однако не питала иллюзий относительно своего таланта. Да, она танцевала на самых известных подмостках Европы, имела успех и даже именовалась прессой «Звездой танца». Однако истинная причина этого успеха состояла не в пластической одаренности исполнительницы, а в редком умении привлекать к себе внимание.

Этот ее талант всегда раздражал недоброжелателей. Писательница Колетт, наблюдавшая выступление Мата Хари на закрытом вечере в предместье Парижа, не скрывала своего разочарования. «Люди, впадавшие в такое неистовство, с неподдельным восторгом писавшие о личности Мата Хари и ее талантах, теперь, должно быть, ломают голову над тем, как поддались этому коллективному обману», - возмущалась она. Хозяйка одного из известных салонов Парижа и подруга Сергея Дягилева (в труппу которого так хотела попасть Мата Хари) Мизия Сер отзывалась о ней более резко, видя в претендентке «заурядную танцовщицу из ночного клуба, искусство которой состояло только в демонстрации собственного тела».Нельзя сказать, что Мата Хари совершенно не волновала ее сценическая репутация, - во время гастролей по Европе, уступая требованиям общественного мнения, она старалась избегать эпатажа. Свои номера она танцевала одетой в облегающее трико или в длинном платье со шлейфом и высоким воротом. Таким образом, исполнительница стремилась приобрести более респектабельный имидж, отвечавший ее представлениям о желаемом положении в обществе.

Видевшие Мата Хари на сцене ожидали и в частной жизни увидеть таинственную восточную деву, сдержанную на слова и погруженную в мистический транс. Однако каково же было их удивление, когда вместо закутанной в покрывала дикарки их встречала обаятельная, энергичная и рациональная дама. Это несоответствие ставило в тупик даже следователей. «Я думал, что увижу леди, готовую использовать против офицеров, которым предстояло допросить ее, весь арсенал своих чар. В комнату же вошла практичная до мозга костей дама, готовая со сдержанным достоинством отвечать на любые вопросы. Она была настолько уверена в себе и собственной невиновности, что, казалось, проявляла страстную заинтересованность в том, чтобы помочь следствию», - вспоминал сэр Бэзил Томсон, допрашивавший Мата Хари в Скотланд-Ярде.

Современники, ставшие свидетелями пг рижского судебного процесса, говорили о ток что свою участь обвиняемая приняла с боль шим достоинством. Смертный приговор п делу заставил многих в зале вздрогнуть - та чудовищно звучало слово «расстрел» по отнс шению к «обворожительному созданию», об ладающему «недюжинным умом». Говор о личности Мата Хари, все общавшиеся с не современники отмечали сильный xapaктер интеллект и энергичный темперамент. Она не изменно привлекала к себе внимание, умел поддержать беседу и часто высказывала op^ гинальные суждения - особенно в разговора об искусстве и своей жизни. Политика ее мал интересовала.