Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Мата Хари в сопровождении «Королевских индийских музыкантов»




Одним из первых танцев, сделавших ее знаменитой, был номер, исполняемый перед изображением восточного бога. (В качестве бронзового идола, которому поклонялась «храмовая танцовщица», в разное время использовались то статуэтка Шивы, то изображение Будды, что лишний раз иллюстрирует условность «восточного» происхождения танца.) Этот номер стал известным как «Танец семи покрывал», идея которого была позаимствована европейцами в анналах арабской культуры. В первоначальном виде эта старинная пляска называлась «Злая оса» - танцовщица отбивалась от назойливого насекомого, грациозно извиваясь под звук зурны и отбивая пятками ритм на большом барабане. Стремясь избавиться от осы, проникшей в складки одежды, она одну за другой роняла разноцветные вуали, составляющие ее костюм. В интерпретации Мата Хари номер выглядел не менее эффектно, но был проще и декоративнее.

Благодаря своему импресарио Габриэлю Астрюку, озабоченному поисками наиболее убедительных версий хореографических постановок, в 1911 году Мата Хари начала выступать в сопровождении «Королевских индийских музыкантов», которыми дирижировал молодой выходец из Индии по имени Ина-ят Хан. Под оригинальную музыку этого небольшого оркестра танцовщица принимала участие и в публичной лекции музыкального критика Поля Оливье в университете Анналь. Лекция была посвящена храмовым праздникам Востока и сопровождалась «живыми иллюстрациями». В июне 1913 года Мата Хари была приглашена для выступлений в «Фоли Бержер» и юбилейной программе театра «Ренессанс», однако чем напряженнее складывалась политическая ситуация, тем сложнее обстояло дело с ангажементами.

Не особенно беспокоясь о сгущающихся на политическом горизонте тучах, озабоченная лишь поисками новых контрактов, летом 1914 года Мата Хари уехала из Парижа (где ей больше не суждено было выступить в привычной сценической роли)и отправилась в турне по Европе. Впрочем, «турне» - громко сказано: экзотические цветы и эффектные восточные костюмы - неподходящий антураж для военного времени, поэтому в поисках заработка в Италии танцовщице пришлось выступать даже в «кафе-шантан-синема», дополняя номерами популярные киносеансы. Работу над балетом с эпатажным названием «Дикий сон, или Видение нечестивца», задуманным ею для постановки в Берлине, пришлось прервать из-за начавшихся военных действий. Артистическая карьера Мата Хари близилась к своему закату, однако самые драматичные мизансцены были еще впереди.


Несмотря на обвинительный приговор, степень вины Маргариты Зелле до сих пор вызывает сомнения у большинства ее биографов. Однозначных улик слишком мало, да и трудно вообразить столь известную персону, каждый шаг которой обсуждался в обществе и прессе,тайным агентом. (Действовать, не привлекая к себе внимания, - вот кредо более удачливых на шпионском поприще современниц Мата Хари.) Однако почему именно она вошла в историю XX века в качестве символа привлекательной, но коварной шпионки?Сценическая известность Мата Хари, ее экзотическое амплуа и следовавший за ней шлейф скандалов и слухов многократно усилили резонанс, вызванный судебным процессом над танцовщицей. Неординарность личности Мата Хари уже при ее жизни способствовала тому, что история об обольстительной шпионке стала мифом. Подобные сюжеты уходят корнями в глубокую древность - вспомним хотя бы библейскую Юдифь, соблазнившую и уничтожившую своего врага.

Однако чтобы миф обрел плоть и кровь, требуется особый масштаб героя. Банальная история безнравственной актрисы, предававшей доверившихся ей мужчин, вряд ли стала бы громким скандалом, не произойди она в столь трагичные времена и не будь главная героиня столь яркой женщиной. Именно это противостояние - между изменившимися историческими обстоятельствами и не желающей менять себя в угоду им Маргаритой Зелле - и породил ставшую хрестоматийной мифологическую формулу: «Мата Хари: танцовщица - куртизанка - шпионка». Вездесущая пресса, сделавшая танцовщицу одной из самых известных личностей Прекрасной Эпохи, приняла активное участие в распространении этой легенды. Многие участники истории, вплоть до полицейских чинов, оставили мемуары, посвященные их общению с самой известной шпионкой века: причастность к мифу льстила им.В культуре XX столетия миф о Мата Хари оказался необычайно живучим; сочетание красоты и искусства, опасности и вероломства, а также немеркнущая привлекательность личности героини - всё это до сих пор притягивает внимание широкой публики, не говоря уже о тех, кто формирует художественный облик эпохи: писателей, артистов, режиссеров. Образ Мата Хари продолжает жить - в киноверсиях, книгах и даже комиксах.