Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Поклонники и покровители Мата Хари




Оставшись после развода без финансовой опоры и той репутации, которая делала стабильным положение замужней женщины в обществе начала XX века, Маргарета взяла судьбу в свои руки. Источников для развития дальнейшей карьеры у нее было два: собственные способности и покровительство влиятельных мужчин. Она воспользовалась обоими - и не прогадала. Не прошло и двух лет после ее первого приезда в Париж, как ее имя стало известным в артистических кругах, а успех не заставил себя ждать.

Однако несмотря на признание, положение Мата Хари в обществе было двусмысленным. Респектабельная публика отлично понимала разницу между актрисой и порядочной женщиной. Уделом танцовщиц, циркачек и прочих представительниц артистических профессий были цветы, подарки и аплодисменты - подчас от самых влиятельных и уважаемых мужчин эпохи, но никто из них не поставил бы актрису на один социальный уровень со своей супругой или сестрой. Лицедейство в исторической памяти европейцев стойко ассоциировалось с безнравственностью. Актриса - значит кокотка! Не имеющая, как правило, устойчивого источника дохода в виде семейного капитала (ведь нельзя же считать таковым плату за очередной ангажемент, зависящую от переменчивого интереса аудитории!), она должна принимать не только восторженное почитание поклонников своего таланта, но и более весомые приношения. Дорогие подарки, драгоценности, обставленные дома, наконец, деньги, - чтобы добиться благосклонности дамы, все средства хороши. Общественное мнение того времени отказывало актрисам в целомудренности и разборчивости, ведь выступать на сцене - это значит быть открытой и доступной для всех. Что же говорить о танцовщице с сомнительным прошлым и скандальным репертуаром!

Недолговечность и ненадежность сценической карьеры Мата Хари компенсировала ремеслом куртизанки, которое никого не удивляло в артистических кругах Парижа. Отличавшие многих «дам полусвета» талант, образованность и живой ум привлекали кавалеров самых значительных чинов и званий, для которых иметь престижную любовницу было не менее важно, чем выгодно жениться. Общество состоявшихся мужчин, считавших Мата Хари красивой женщиной и неглупой собеседницей, доставляло ей удовольствие, тогда как в компании светских дам, находивших ее слегка вульгарной, танцовщица чувствовала себя неуютно. Последнее обстоятельство, впрочем, не мешало ей выступать на модных в начале века чисто женских собраниях..Протекция французского дипломата Анри де Маргери, впервые представившего ее высшему парижскому обществу в качестве талантливой исполнительницы; апартаменты, оплаченные немецким землевладельцем Альфредом Кипертом; роль в опере Жюля Масс-не - всеми этими трофеями Мата Хари была обязана не только своему таланту, но и женскому обаянию и темпераменту, перед которыми было трудно устоять. В отношениях она часто первой проявляла инициативу, хорошо зная, «что делает в таких обстоятельствах женщина, когда хочет завоевать мужчину»...

Иногда поклонники влюблялись всерьез - так было с политиком и финансистом Руссо, снявшим для возлюбленной целый замок и подарившим ей четырех чистокровных лошадей, не говоря уже о прочих расходах, сильно подорвавших его собственное финансовое благополучие. Но чаще всего мужчины в ее жизни выступали в качестве покровителей. Заботясь о стабильности своего положения, Мата Хари отдавала предпочтение солидным респектабельным кавалерам, для которых она являлась воплощением молодости и артистизма (самой Маргарете в начале ее карьеры было уже за тридцать).

 

При этом, появляясь с ними в свете, она старалась не компрометировать своих любовников (среди которых были и женатые мужчины) документально, отлично понимая свою зависимость от их состояния и репутации. В ее архивах практически нет материалов, изобличающих интимный характер ее отношений с мужчинами: письма ее сдержанны, фотографии, на которых она была бы изображена в компании мужчин, крайне редки.Однако женское обаяние, на которое привыкла рассчитывать Мата Хари, оставило равнодушными офицеров, ведущих ее дело. Поручив свою защиту Эдуарду Клюне - давнему поклоннику, которого она считала опытным юристом в сфере международного права, Мата Хари привычно искала помощи у влюбленного в нее мужчины. Увы, нежное отношение пожилого адвоката к своей клиентке помешало ему объективно взглянуть на аргументы следствия. Искренне восхищаясь танцовщицей и женщиной, Клюне полагал, что присяжные разделят его мнение, что столь очаровательное создание не способно причинить вред Франции. Его восторженная влюбленность в подзащитную вызывала пересуды и насмешки, что явно не способствовало успеху дела.

Последней и самой большой любовью Мата Хари стал Владимир Маслов, капитан Первого русского особого императорского полка, находившийся в Париже на лечении после отравления горчичным газом. Его обаяние и слабое после пребывания на фронте здоровье тронули сердце куртизанки настолько, что она влюбилась. Чувства Мата Хари были столь сильны, что она была «готова пойти за ним в огонь». Позднее, на следствии, офицеры, вызванные в качестве свидетелей, в один голос утверждали: единственное, что интересовало их собеседницу в ситуации на фронтах, - это новости о Маслове.

«Вадим», как называла его возлюбленная, был существенно моложе танцовщицы, но она мечтала о замужестве. Чтобы заключить брак с любимым и сгладить отношения с его родственниками, ей нужны были деньги. Мечты о счастье и побудили ее принять предложение Жоржа Ладу. Трудно сказать, чего в принятом ею решении было больше: женской эмоциональности или свойственного ее опыту прагматизма. Шпионаж энергичная дама рассматривала как средство заработка, доступного 8 военное время, и считала, что обещанный гонорар может стать залогом ее счастья.Когда тучи на ее горизонте начали сгущаться, начальство Маслова порекомендовало ему прервать подозрительное знакомство. Заботясь о его репутации и боясь, что у нее сдадут нервы, во время процесса Мата Хари попросила вычеркнуть «жениха» из списка приглашенных свидетелей, заменив присутствие письменными показаниями. «Поскольку речь идет о мужчине, которого я люблю больше всего на свете, он - тот единственный, видеть которого у меня недостает сил», - писала она. Ожидая своей участи в камере смертниц, Маргарита тщетно просила вернуть ей последнее, что радовало ее, - фотографию Вадима.