Карта сайта
Mithun.ru - российский фан-сайт легендарного актера индийского кино Митхуна Чакраборти

Роли Мата Хари




Вряд ли можно найти в истории первой половины XX века героиню с более скандальной репутацией. Ее имя, а точнее сценический псевдоним, и сегодня воспринимается не иначе как синоним чувственности и коварства и порождает мифы, большая часть которых не имеет ничего общего с реальными фактами жизни Мата Хари.Впрочем, она сама поощряла распространение этих сказок, создавая себе новую биографию с помощью газетчиков, - ведь поддержание интереса публики к собственной персоне -необходимое условие артистического успеха. И хотя многие современники (а чаще - современницы) ревниво упрекали ее в отсутствии таланта, Мата Хари, несомненно, была натурой артистической. Именно артистизм сделал из провинциальной девушки храмовую танцовщицу и роковую соблазнительницу и он жепривел ее к гибели. Живой ум и темперамент в сочетании со способностью женщин к перевоплощению позволяли ей играть самые разнообразные роли.

Роль первая: Маргарета, девушка из провинции

А начиналось всё весьма традиционно. Девочка по имени Маргарета Гертруда Зелле (родившаяся 7 августа 1876 года) и трое ее братьев росли в состоятельной буржуазной семье в голландском городке Леувардене.Отец семейства Адам Зелле был удачливым предпринимателем - шляпный магазин, владельцем которого он являлся, приносил неплохие деньги, не считая других доходов, - это позволяло семье вести вполне респектабельный образ жизни. Увы, удача оказалась переменчивой - когда Маргарете минуло тринадцать, финансовому благополучию пришел конец. Обанкротившийся глава семейства настоял на переезде домочадцев в Гаагу, но и это не спасло их от краха - в 1890 году супруги Зелле официально развелись. Антье Зелле, мать Мар-гареты, умерла через девять месяцев, оставив детей на попечение родственников.

В одночасье лишенная родителей и поддержки семьи, на пороге взрослой жизни девушка оказалась предоставлена самой себе. Опасный возраст! Крестному отцу Маргареты, господину Виссеру, в семью которого, в город Снек, была отправлена взрослеющая девица, ее самостоятельность и непростой характер, вероятно, доставляли немало хлопот. К чести опекуна, он стремился добросовестно выполнить свои обязанности - для того чтобы получить профессию воспитательницы (весьма популярную в XIX веке среди девушек-бесприданниц), Маргарета была определена в лейденскую школу. Но карьере юной гувернантки не суждено было состояться - рамки респектабельной биографии оказались тесны строптивой воспитаннице. Школу пришлось оставить. Маргарета уже тогда стремилась найти способ решения задачи, которая подчинила себе всю дальнейшую жизнь будущей легенды - как обрести желанную независимость, которая для женщины с ее характером всегда будет равнозначна свободе? Увы, у героинь той эпохи выбор был невелик.

Роль вторая: госпожа МакЛеод, жена и мать

Самым распространенным способом обретения самостоятельности, разумеется, оставалось замужество. Но, в отличие от большинства своих современниц, Маргарета не стала прибегать к помощи родственников в решении столь важного вопроса. Она всегда предпочитала полагаться только на себя. Своего мужа она нашла по газетному объявлению. Жениха звали Рудольф Мак-Яеод, ему было 38 лет, и он проводил на родине отпуск после утомительной службы в колониальной армии голландской Ост-Индии. Напористая восемнадцатилетняя барышня заинтересовала капитана Мак-Леода, и 11 июля 1895 года - менее чем через четыре месяца после их первой встречи в Королевском музее Амстердама - пара сыграла свадьбу.Почти два года чета Мак-Леодов провела в Амстердаме, успев пережить и взаимную страсть, и разочарование, и рождение первенца. Летом 1897 года на пароходе «Принцесса Амалия» пятимесячный Норман-Джон МакЛеод вместе со своими родителями отправился к месту службы отца - на остров Ява. Именно там и суждено было родиться легенде о знаменитой танцовщице.

Впечатления от путешествия, новых знакомств и экзотических видов несколько раз влекли молодую даму, однако семейная жизнь разочаровывала ее всё больше и больше. Ни рождение дочери Жанны-Луизы (в семье крошку ласково звали Нон) в 1898 году, ни переезд семьи на Суматру не уладили семейных конфликтов. Вспыльчивый характер обоих супругов исключал всякую мысль о компромиссе. Рудольф Мак-Леод был груб, любил выпить и частенько бил жену, не оправдавшую его представлений о семейном благополучии. Нрав же госпожи Мак-Леод, неспособной смириться с недостатками мужа и сосредоточиться на детях, по-прежнему не вписывался в образ хозяйки дома: она влезала в долги, заводила знакомства, наряжалась и любила танцевать, чем вызывала всё большее недовольство супруга. К претензиям добавились еще и упреки в том, что Грета плохая мать. Тяжелая болезнь детей, унесшая жизнь сына, стала последним аргументом, и в 1901 году Мак-Леод начал бракоразводный процесс. Измученная скандалами, разлученная с дочерью и лишенная средств к существованию, Маргарета вновь оказалась один на один со своей судьбой. Профессии у нее не было, перспектива нового замужества вызывала отвращение. И несмотря на стремительное наступление нового века, которому суждено было в корне изменить позиции женщины в обществе, вариантов у госпожи Мак-Леод по-прежнему было не так уж много.

Роль третья: Око Дня, танцовщица и актриса

Решение всех проблем было чисто женским -ехать в Париж! Отвечая впоследствии на вопрос вездесущих журналистов - почему? - Маргарета была сама непосредственность: «Я думала, что все женщины, спасавшиеся от своих мужей, бежали в Париж». Госпожа Мак-Леод лукавила - бывший муж не желал иметь с нею ничего общего и избегал встреч, хотя и настраивал против нее родственников (официально развод был оформлен только в 1906 году). Париж начала XX века - пристанище новых идей, обитель творчества, место встреч натур необычных и утонченных, имел стойкую репутацию столицы современного искусства, законодателя мод и города больших возможностей. Именно там, в артистической среде, Маргарета, которой было уже под тридцать, решила попробовать себя в сфере искусства.Новую биографию она начала, задействовав самые сильные из своих активов - броскую внешность и неподражаемый темперамент. Дебют загадочной восточной танцовщицы состоялся спустя год. Экзотические номера в исполнении эффектной артистки сразу сделали ее известной. Так родилась женщина по имени Мата Хари, что в переводе с малайского означает «солнце», «рассвет» или, в более поэтичном переводе, «Око Дня».

В этот период начинается триумфальная карьера Мата Хари. Публика самых изысканных салонов Парижа, зрители театра «Трокадеро», гости особняков и замков французской аристократии - все рукоплескали новой артистке и не скупились на восторженные отзывы. Слава о пластичной красавице, приехавшей из неведомых дальних стран, распространилась и за пределы Франции - выступления Мата Хари имели неизменный успех. Доходы танцовщицы росли - она даже могла позволить себе выступать на благотворительных концертах. У нее появились деньги, а с ними и желанная независимость. Но была ли она свободна?

Роль четвертая: Мата Хари, куртизанка и возлюбленная

В характере Мата Хари творческая натура удивительным образом уживалась со свойственной многим ее соотечественникам практичностью. Она хорошо понимала, что женщине в ее положении не приходится быть слишком щепетильной: ведь век танцовщицы недолог, и единственная ее надежда на обеспеченное будущее - состоятельные мужчины. Во время своих гастрольных поездок по Европе артистка оказывала внимание многим влиятельным поклонникам, щедрым по отношению к ней самой и полезным ее карьере.

Подобное амплуа не смущало Мата Хари: оно хоть и не было официально признано обществом, однако имело в нем определенный вес. Куртизанки предлагали клиенту шарм, изысканную беседу, блестящий эскорт на светских раутах и наслаждение разнообразными видами искусств. Безошибочно узнаваемые в праздничной толпе по покрою платьев и манере держаться «дамы полусвета» через своих покровителей влияли на парижскую моду, искусство и даже политику. Око Дня не была исключением и часто появлялась в обществе состоятельных любовников, способных оплачивать ее счета.О расточительности Мата Хари существует множество свидетельств: письма, характеризующие состояние ее денежных дел, сохранившиеся счета от портних и модисток, а такжеиски кредиторов, требующих оплатить долги. Но желанной свободы и независимости жизнь содержанки ей не принесла. Начавшаяся в 1914 году война знаменовала собой трудные времена: мужчины меньше стали думать о женщинах, а публика - о зрелищах. Поэтичный рассвет Востока оказался чужд новой эпохе. Если бы Око Дня знала, куда приведет ее поиск новых возможностей в карьере!

Роль пятая: агент Н21, шпионка и узница

В политическом противостоянии Франции и Германии Мата Хари оказалась меж двух огней: ее наряды и меха, а также счет в немецком банке были арестованы, поскольку власти считали ее француженкой, а недавно купленный дом в Париже подлежал конфискации, как принадлежащий иностранке. Скандальная репутация танцовщицы, ее иностранное подданство, знание языков, а также поездки по Европе и связи с высокопоставленными военными вызывали подозрение всех противоборствующих сторон. Однако секретные службы Германии и Франции не скупились на выгодные предложения для потенциальной шпионки.

Получать вознаграждение от мужчин за свои услуги - в этом для куртизанки не было ничего нового. Учитывая то, что война лишила ее ангажементов, Маргарита Зелле (именно это имя теперь фигурировало в ее документах) сочла, что может воспользоваться новым источником дохода, который поможет ей пережить военное время. При этом она наивно полагала, что может контролировать ситуацию, играя роль двойного агента.На сей раз самоуверенность сыграла с ней злую шутку. В феврале 1917 года Мата Хари арестовали в Париже по обвинению в шпионаже. В качестве доказательств были приведены расшифровки перехваченных донесений противника, в которых фигурировал загадочный германский агент Н21.